В любом двигателе внутреннего сгорания (ДВС) – бензиновых с карбюраторами и инжекторами, газовых – на пропан-бутане и метане, дизельных – есть важнейшая система, называемая газораспределительным механизмом (ГРМ).
Он синхронизирует работу двух валов — коленчатого и распределительного (кулачкового). А в современных уже и трёх – в них параллельно работают по два распредвала от одного коленчатого.
В чем суть проблемы
То есть, вовремя открывает и закрывает впускные и выпускные клапана. А те, в свою очередь, подают бензин в камеры сгорания, а оттуда через них удаляются отработанные газы.
Каждый водитель легковушки должен заучить, как заменить ремень ГРМ двигателя – ремнём или цепью в нужное время.
Ведь им не однажды придется заменять оба привода, не самим, так на станции технического обслуживания. И они должны ориентироваться в том, за сколько стоит заменить ремень ГРМ.
Как говорят сами автомобилисты, матчасть надо хорошо знать, особенно конструкцию ГРМ.
Краткая история приводов ГРМ
Приводы синхронизаторов в различные годы ставились на автомобили разные. Сначала была пара шестерен (одна гетинаксовая, например, на ГАЗ-51) – на распредвале, вторая — стальная — на коленчатом. Позже перешли на двузубчатые металлические цепи и на современные армированные резиновые ремни ГРМ с широкими зубьями.
Металлические пасы ставились на советскую классику – легковые ВАЗы, «москвичи»; и до сих пор они выпускаются в качестве запасных частей для этого легкового автотранспорта.
В последние годы импортные авто предпочтительно также выпускаются с цепными передачами ГРМ. Посмотрите видео, как заменить ремень ГРМ, чтобы больше разобраться в нашей статье.
Что лучше: цепь или ремень?
Цепи вращаются в три-четыре раз дольше ремней только из-за прочности материала. По мнению экспертов, ресурс цепи рассчитан на весь срок службы двигателя внутреннего сгорания. А это – не менее 250-350 тысяч километров. Но водителям необходимо прислушиваться к работе цепи уже после 160 — 200 тысяч.
Есть ли в ДВС иной шум, чем обычно, биение или вибрация, мотор плохо запускается, обороты «плавают», а металлический скрежет в моторе слышен и в салоне? Это сигнал к замене цепи.
Иногда можно «укоротить» цепь натяжителем, чтобы она меньше свободно болталась, но это когда она ещё растянута в разумных пределах.
Еще хуже, когда прозеваете перескакивание цепи на верхней звездочке больше, чем на пару зубьев или обрыв кольца. Тогда возможно пробивание поршня клапанами и даже разрыв блока цилиндров. А на новые металлические приводы на «классику» уже даются гарантии на пробег не более 60-80 тыс.км.
Значит, она менее надёжная в ГРМе? Это не совсем так. В ряде случаев надо проверять цепь при покупке надфилем: на плохом качестве металла останется след от напильника, а на закалённом – нет.
Далее долговечность цепи держится на качестве моторного масла и регулярности его замены. Ведь ей требуется интенсивная смазка. Снизите пробег между ресурсными заменами моторных масел на 3-5 тысяч, и цепь поработает все 300 тысяч.
Усиливается износ цепи на 16-клапанных движках, ведь она вращается уже на трёх, а не на двух звездочках, и трение на порядок выросло.
Пошаговая инструкция обмена гибкого привода
Современный ремень — очень качественное изделие из ряда искусственных химических материалов, армированное прочными кордовыми нитями. Поначалу покажем, как заменить ремень ГРМ на ВАЗе.
Главное – купить его качественным, а не отформованным «в гараже»:
- должен быть от производителя конкретного двигателя – если это Рено или ВАЗ, то и ремень нужен от Рено и ВАЗа;
- без шероховатостей поверхности (проверка на ощупь) и всеми ровными зубьями (проверка визуальная);
- гибкий и эластичный, его можно развернуть в сторону на 90 градусов.
Относительно замены, то работать синтетическому ремню не дольше пяти лет, если даже нет видимых расслоений. Во время ремонта ремень снимается, а новый ставится очень легко, почти как наружные ремни.
Его износ легко проверять чуть ли не через месяц, цепь же визуально без разборки трети движка осмотреть сложно. Для ремня же необходимо снять только переднюю крышку ДВС, проверить все изделия, на которых он вращается.
Есть повод для замены не только самого ремня, но и с узлами, которые подработаны. С цепью мороки больше. Решайте сами, где заменить ремень ГРМ или цепь.
Цена вопроса
Стоимость замены ремня и цепи ГРМ разнится, что подтверждают наши выводы о сложности работы с металлическим приводом.
На вопрос: сколько стоит заменить ремень ГРМ, скажем так на основании экспертных оценок специалистов СТО и технических центров.
В сервисном ремонте смена цепей и на ВАЗах и на иномарках выйдет дороже ременной на 40-60%.
Формат смены цепи
Их несколько вариантов. Первый, самый быстрый, но требующий навыков от опытных мастеров.
Снимаете только крышку клапанов. Расклёпываете на тисках новую цепь, соединяете её со старой на месте её разрыва. Прокручиваете коленвал на нейтралке рычагом до того, как наверх выйдет новая цепь. Старую сбрасываете, новую склёпываете.
Если необходимо, смените звездочку или башмак, или успокоитель цепи. Поставьте крышку на место.
Некоторые водители скептически относятся к такой постановке, мол, прочность нарушена. Но свои сотни тысяч цепь выхаживает.
Второй вариант – как правильно заменить ремень ГРМ. Снять шкив коленвала и переднюю крышку и клапанную ДВС. Вы сразу визуально оцените, что еще надо поменять на новые.
Звездочка обязательно меняется. Выставьте двигатель по метке на звездочке распредвала и нижнюю на коленвале. Ставите исправную цепь. Собираете ДВС, заводите, если надо уточните качество зажигания.