Наверное, каждый автолюбитель со стажем знает, что такое шаровая опора. Многие, по крайней мере, слышали, что есть такая деталь в машине.
И это не удивительно – ведь почти ни одна передняя подвеска, а иногда и задняя, не обходится без этого важного элемента.
Конструкция и назначение
Состоит она из шарового пальца, вмонтированного в корпус, наполненный специальной смазкой. Для снижения трения в нем установлена антифрикционная прокладка.
Сферическая часть пальца зафиксирована с помощью завальцовки. Для защиты от песка, грязи и подтеканий смазки соединение закрыто резиновой манжетой (пыльником).
Основная задача шаровой опоры – это обеспечение свободного поворота колес и рабочего хода деталей подвески. От надежности этого узла во многом зависит безопасность вождения автомобиля.
При его выходе из строя колесо может вывернуться в сторону, и траектория движения будет трудно предсказуемой. Это грозит самыми серьезными последствиями, как для конструкции машины, так и для жизни водителя и пассажиров.
Чтобы не допустить такого развития событий необходимо своевременно проводить проверку состояние шаровых опор, и устранять любые выявленные отклонения от технических нормативов.
Признаки и причины неисправности
Регулярное прохождение технического обслуживания не гарантирует нормальную работу этого узла в период до следующего посещения СТО.
Чтобы не доводить дело до серьезной поломки необходимо обращать внимание на поведение автомобиля во время движения. Если ухудшается реакция на поворот рулевого колеса, появляется виляние, ощущение увода в сторону или постукивание на неровностях дороги, то, скорее всего, это сигнализирует об износе шаровой опоры.
Еще одним признаком является неравномерный износ шины на неисправном колесе.
Негативное влияние на работоспособность оказывают неблагоприятные внешние факторы – резкие перепады температуры, агрессивная окружающая среда.
В первую очередь это сказывается на пыльниках. Они могут растрескаться или даже порваться. Тогда вода и абразивные частицы будут попадать на трущиеся поверхности и ускорят их износ.
Срок эксплуатации зависит и от стиля вождения. При агрессивной езде, особенно на неровной дороге, увеличивается ударная нагрузка.
В результате, интенсивно изнашивается тефлоновая прокладка, корпус и сфера пальца.
Способы диагностики
Лучшим вариантом является специальный стенд в автосервисе. Это позволит точно установить неисправность. Но проверка шаровых опор своими руками не представляет особой сложности.
Для этого понадобится знание ее устройства, ровная площадка и минимальный набор инструментов: баллонный ключ, домкрат, устойчивая подставка, монтировка или плоская отвертка.
В каком состоянии находится узел частично можно узнать без снятия колес. Для этого потребуется визуально оценить угол их развала. Заметное отклонение от вертикали нередко является следствием повышенного зазора между прокладкой и сферой пальца.
Еще один вариант – это определение по характерному звуку при раскачивании корпуса авто. Для этого – несколько раз сильно и резко нажать на стойку. Если будут слышны скрипы или чувствоваться ощутимые удары, то это говорит о проблемах в подвеске.
Для следующих способов необходимо домкратом поднять машину и подставить под нее устойчивую опору. Чтобы уменьшить влияние зазоров в подшипниках – заблокировать колесо, нажав тормозную педаль. Для этого потребуется помощник.
Затем с усилием покачать в вертикальной и горизонтальной плоскости, свободно вывешенное колесо. Наличие люфта свидетельствует о возможном износе элементов конструкции, и следует провести более точную диагностику.
Предварительную проверку шаровой опоры автомобилей всего семейства ВАЗ можно выполнять вышеперечисленными способами.
Дальнейшие процедуры производятся со снятым колесом. Прежде всего, определяется пригодность пыльников. При обнаружении малейших дефектов – трещин или следов смазки лучше сразу установить новые.
Чтобы проверить наличие люфта в нижнем узле необходимо сначала его разгрузить. Для этого – опустить автомобиль на нижний рычаг, под который предварительно установлена деревянная подставка.
Длинной плоской отверткой или монтировкой покачать верхний рычаг подвески. Если наблюдается перемещение корпуса опоры относительно поворотного кулака, то требуется замена.
Верхняя шаровая проверяется аналогично. Только подставка устанавливается под нижнюю шаровую опору.
По регламенту проверка шаровых опор на Ниве производится через каждые 15 тыс. км пробега. Так как эксплуатируются эти вездеходы в тяжелых дорожных условиях, делать это следует как можно чаще.
Особое внимание требуется уделять состоянию самых уязвимых частей подвески – резиновым манжетам.
Принципы самостоятельной проверки шаровых опор на ВАЗе 2107 такие же, как у всех автомобилей с двух рычажной подвеской типа Макферсон.
Наиболее точный и самый сложный способ диагностики – применение демонтажа. Но это возможно только при наличии определенных навыков и соответствующих инструментов и оборудования.
Видео проверки шаровых опор с разборкой конструкции наглядно демонстрирует все этапы выполнения такой работы.
Для автомобилей создается все больше пассивных и активных элементов безопасности. Но основным в этом вопросе всегда было, есть и будет – это содержание технического средства в исправном состоянии, своевременная диагностика и ремонт. Особенно это касается шаровой опоры, которая определяет управляемость и устойчивость транспортного средства.