Состояние тормозной системы определяет безопасность эксплуатации автомобиля. Поэтому необходимо контролировать ее узлы и детали. Диски, барабаны, шланги и цилиндры отличаются долгим сроком службы и могут пройти не один десяток тысяч километров. Зато колодки тормозные, передние и задние, относятся к расходным материалам и нуждаются в периодической замене. Для этого не требуется специальное оборудование и приспособления. Чтобы выполнить ремонт своими руками, достаточно наличия домкрата и слесарных инструментов, которые имеются в любом гараже.
Для чего нужны тормозные колодки
Торможение автомобиля обеспечивается за счет использования силы трения. На каждом из колес устанавливается фрикционный механизм с колодками, дисками или барабанами. Когда нужно тормозить, рабочие цилиндры прижимают детали друг к другу. Кинетическая энергия переходит в тепловую, вращение колес замедляется и машина прекращает движение.
Если несвоевременно поменять изношенные детали, возможны неприятные последствия для автомобиля:
- трущиеся части начинают свистеть;
- колодки с истертым фрикционным слоем имеют меньший коэффициент трения, в результате чего машину может резко увести в сторону при торможении;
- взаимодействие со стальной основой увеличивает выработку дисков и барабанов.
Недостаточная толщина колодок может привести к тому, что поршень выдавится из цилиндра. Результат — утечка тормозной жидкости и отказ системы. Поэтому нужно выполнять проверку состояния и вовремя менять детали. Минимальная допустимая толщина — 2 миллиметра.
Производители тормозных колодок
При остановке тяжелой машины диски сильно нагреваются и испытывают значительные физические нагрузки. От качества материала зависит долговечность деталей и надежность механизма. Это определяется следующими характеристиками:
-
- невосприимчивость к нагреву;
- стабильный коэффициент трения в широком диапазоне температур;
- прочность и износостойкость;
- теплопоглощение.
Последний параметр определяет, насколько эффективно накладка защищает от перегрева другие детали тормозного механизма.
На комфорт езды влияет уровень шума при торможении, который зависит от шумопоглощения и демпфирующих свойств изделий.
Определить эти характеристики «на глаз» невозможно, поэтому следует покупать детали от проверенных производителей:
- Brembo — итальянский бренд запчастей, работающий с 1961 года. Компания поставляет колодки и диски для вторичного рынка и таких известных брендов, как Maybach, Ferrari, Maseratti.
- EBC — английская компания EBC Brake за три десятка лет существования сумела завоевать популярность на европейском, американском и азиатском рынке автозапчастей. Передовые технологии позволили ей стать первой в сегменте мотоциклетных запчастей и уверенно выйти на рынок спортивных автомобилей.
- Ferodo — английский бренд, основанный еще в XIX веке. Компания специализируется на производстве тормозных колодок. Ее продукция устанавливается на большую часть автомобилей, которые сходят с конвейеров европейских заводов.
- NIBK — бренд, принадлежащий японской корпорации JNBK, специализирующийся на изготовлении деталей тормозной системы. Полу-керамический материал накладок, которые выпускаются на японских и тайваньских заводах, отличается устойчивостью к высокой температуре и долговечностью.
- Remsa — дочерняя компания концерна TRW, выпускающая дисковые и барабанные тормозные колодки с 1975 года. Два американских и шесть европейских заводов обеспечивают разветвленную сеть филиалов, поставляющих автозапчасти для вторичного рынка.
Причины износа тормозных колодок
В отличие от стальных или карбоновых дисков и барабанов, тормозные колодки имеют фрикционные накладки из менее прочных материалов. Они быстро стираются под воздействием трения и нуждаются в замене. При спокойной манере езды их хватает на 10-15 тысяч километров.
На скорость износа истирания материала влияют следующие факторы:
- Масса машины. Чем выше вес авто, тем большую кинетическую энергию приходится гасить колодкам.
- Загрузка ТС. Наличие багажа и пассажиров влияет на полную массу автомобиля и его кинетическую энергию. При большом весе машины накладки будут быстрей изнашиваться.
- Качество. На долговечность влияет материал накладки — керамика, полу-керамика, асбестовая, органическая основа — и примеси, входящие в состав материала.
- Манера езды. Агрессивное вождение с резким торможением сильно сокращает ресурс фрикционных накладок. На гоночных авто их приходится менять после каждых соревнований.
- Погодные условия. На скользком покрытии водитель аккуратнее ездит, что продлевает жизнь запчастей.
Как самостоятельно заменить тормозные колодки
Для работы понадобится комплект новых деталей и следующие инструменты:
- баллонный ключ;
- домкрат;
- противооткатные башмаки;
- монтировка или плоская струбцина;
- отвертка;
- пассатижи.
В некоторых случаях потребуется молоток и стальная насадка, позволяющая выбить направляющую дисковых колодок из отверстия.
Также не помешает густая смазка и средство WD-40, облегчающее разборку деталей, покрытых коррозией.
Алгоритм работы отличается в зависимости от того, используются ли в конструкции диски или барабаны.
Замена тормозных колодок начинается с размещения машины на ровной площадке и установки противооткатных башмаков. Дальнейшие операции повторяются последовательно для каждого колеса. Сначала нужно выполнить такие действия:
- ослабить колесные болты;
- поддомкратить и открутить диск;
- снять крышку с бачка для тормозной жидкости (это необходимо, чтобы «тормозуха» не разлилась при вдавливании поршней цилиндров).
На дисковых тормозах нужно:
- удалить пассатижами шплинты и вытащить направляющие;
- развести монтировкой колодки и вдавить поршень тормозного цилиндра;
- извлечь старые и установить новые детали;
- вставить направляющие и закрепить шплинтами.
Если колодки «прикипели» и не выходят из посадочных отверстий, их нужно обработать WD-40 и выбить молотком, используя длинный стальной цилиндр соответствующего диаметра. Попадаются конструкции, в которых приходится снимать суппорт.
Барабанные тормоза имеют более сложную систему крепления. Для их замены нужно открутить снять барабан, а затем демонтировать старые детали. Для этого придется удалить шплинты с осей и отсоединить возвратные пружины. После установки новых колодок нужно свести их руками или монтировкой, вдавливая поршни тормозного цилиндра. Если этого не сделать, барабан не удастся установить — он не налезет на более толстые накладки.
После замены необходимо несколько раз качнуть педалью, проверить уровень тормозной жидкости и закрыть бачок.
Заключение
В каталогах имеются ремонтные комплекты отличающиеся по размеру, форме и материалу. Чтобы уверенно чувствовать себя на дороге, старайтесь покупать оригинальные запчасти у официальных представителей. Выбор конкретной модели зависит от рекомендаций производителя. В этом вам помогут консультанты, которые знают как осуществить подбор, основываясь на данных техпаспорта.