Неприятный сюрприз порой получают автовладельцы, которые при запуске двигателя слышат щелчки, а сама машина при этом не желает заводиться. При осмотре железного коня выясняется, что накануне не были отключены габариты или остался активным CD-проигрыватель, то есть все время потреблялась энергия от аккумулятора.
Но не только недостаток питания от АКБ является причиной щелканья стартера, виновны в этом и другие комплектующие.
Общее устройство агрегата
Независимо от типа конструкции, необходимо, чтобы все части стартера, обеспечивающие его бесперебойную работу, были в исправном состоянии. А если подробнее, то это:
- корпус и крышка;
- обмотка и якорь;
- коллектор и щетки;
- контактные болт и диск;
- сердечник и обмотка реле тягового;
- ось и рычаг;
- упорная шайба и штифт;
- механизм привода с корпусом и сухарь;
- корпус реле и конус;
- пружинное кольцо и сама пружина;
- ведущей полумуфты и направляющей втулки;
- фланца и ведомого храповика вместе с шестерней.
Подчас реле щелкает, в стартер не крутит из-за слабого коммутационного соединения, подгоревших контактов или изношенной проводки.
Откуда берутся щелчки?
Пытаясь запустить мотор, автомобилист слышит звуки, напоминающие щелканье. Издает их тяговое реле, состоящее из 2 разных обмоток – втягивающей и удерживающей.
Первая выполняет втягивание релейного сердечника, но при недостаточном напряжении он отпускается второй обмоткой.
При подобных движениях возникает своеобразное клацанье, которое и слышит водитель. Практически все говорят, что это щелкает стартер, хотя подобный звук издает тяговое реле.
Если в замке зажигания дольше удерживать в стартовом положении ключ, то количество щелчков будет больше, поскольку втягивающая обмотка несколько раз будет «затягивать» сердечник, а удерживающая – его отпускать.
Самые распространенные причины поломки
Когда стартер щелкает, но не крутит двигатель, то возможно, что:
- аккумулятор не дает питания из-за слабого (или отсутствия) зарядки;
- внутри втягивающего реле подгорели контакты;
- изношены щетки;
- заклинил якорь;
- не срабатывает реле включения;
- проводка пришла в негодность.
При некоторых из неисправностей запустить двигатель все-таки получиться, что позволит доехать до места ремонта.
Недостаток питания
Самая распространенная причина, почему стартер щелкает, но не крутит – это севший или пришедший в негодность аккумулятор. Разрядится АКБ может из-за халатности владельца, оставившего включенными энергопотребляющие приборы или освещение.
Несколько часов вполне достаточно, чтобы аккумулятор нуждался в подзарядке.
Определить, что виновник проблем со стартером именно он можно по следующим признакам:
- при щелчке гаснут индикаторы на панели;
- при наличии целой серии звуков гаснут все лампочки на приборной доске;
- при повороте ключа в замке зажигания ничего не происходит.
Устранить такую неисправность можно частичной подзарядкой АКБ или полной заменой, поскольку каждый аккумулятор имеет определенный срок эксплуатации.
Изношенные комплектующие
Выяснить без помощи специалистов из сервиса такую неисправность сложно, поскольку без снятия и частичного разбора стартера не обойтись. Чаще всего выходят из строя щетки, обмотка и втягивающее реле.
Для проверки работоспособности релюшки необходимо замкнуть между собой клемму, которая отвечает за соединение с АКБ, с клеммой, идущей к самому устройству, при помощи отвертки.
Вспомогательный инструмент должен соприкасаться только с точками замыкания. Если стартер пришел в движение, то реле нуждается в замене.
Для проверки состояния щеток придется разобрать устройство до узла – изношенные детали будет видно визуально. Устранить подобную неисправность можно заменой деталей. Щетки могут прийти в негодность при длительной эксплуатации.
Что делать, если не крутит стартер, а реле, щетки, проводка и АКБ в порядке? Тогда нужно проверить обмотку, выполнив демонтаж и частичную разборку устройства.
«Проблемную» деталь видно сразу по присутствию запаха гари и наличию черного цвета. Устраняется поломка заменой обмотки.
Коммуникативные соединения
Изношенность проводов и окисление контактов также могут послужить причиной для некорректной работы стартера. Длительная эксплуатация способствует износу проводов, а попадание влаги – оксидированию соединений.
Периодическая замена проводки соответствующего сечения и регулярная проверка контактов с их зачисткой помогут избежать проблем в запуске двигателя.
Это самые типичные причины, по которым стартер щелкает, но не крутит. И хоть у вас ВВАЗ 2112, хоть Нексия или другая марка либо иная конструкция устройства, но такие же проблемы будут при разряженном аккумуляторе, изношенных деталях и проводке.
Регулярное прохождение ТО с диагностикой поможет своевременно выявить неполадки и избежать неприятных сюрпризов.
Фото стартеров
https://www.youtube.com/watch?v=eskW1CpKmAQ
https://www.youtube.com/watch?v=M4lhK1TG-ZM
Ну да, советы дельные и с фото и видео во всех подробностях. Я только недавно стала водить машину и это как раз таки то, что мне надо. Я конечно не собираюсь все делать сама, но понимать из-за чего она не заводится или глохнет думаю всем водителям нужно. Хотя бы для того чтоб в автосервисе можно было бы все нормально объяснить и не позволить никому навешать тебе лапшу на уши.