Автомобилисты должны быть благодарны французскому физику Гастону Планте, который 160 лет назад изобрел первый аккумулятор — батарею с перезарядкой. Нынешние источники электроэнергии для двигателей внутреннего сгорания (ДВС) до сих пор работают на той же основе – соединении свинца и серной кислоты.
Из группы других только они сочетают небольшие размеры и ёмкость для запуска машин с помощью стартера. Их коротко и называют стартерными.
АКБ и её параметры
Срок эксплуатации кислотной аккумуляторной батареи (АКБ) относительно небольшой. Он объясняется всего парой критериев – пробегом до ста тысяч километров в течение трёх-четырёх лет и службой 3-4 года. Немало экземпляров служат и 7-8, лишь при пристальном внимании к ним и уходе.
Но всё равно жизненный цикл батареи заканчивается, они становятся непригодными и заменяются новыми (цена немалая – 4-8 тысяч рублей).
Не стоит ждать от них невозможного, а лишь время от времени обращать внимание на вольтаж, либо доливать дистиллированную воду и дозаряжать, либо без долива подключать зарядное устройство и доводить напряжение до 12,5-12,7 вольта. Иначе стартер не прокрутит коленчатый вал ДВС и не запустит его мотор.
Есть АКБ с доливом воды и так называемые не обслуживаемые. Их пробки не нужно отвинчивать. Вода в герметичной ёмкости будет испаряться и снова превращаться в жидкость.
И этого достаточно для выработки энергии питания всего электрооборудования любой современной машины. Особенное к этому важному узлу в машине внимание должно быть в сильные морозы.
О том, как в домашних условиях проверить емкость автомобильного аккумулятора, его уровни электролита и заряда, как провести дозарядку, читайте ниже
Только ли стартеру служит АКБ?
Не только. Она – ресурс тока и при неработающем двигателе. Временно, без генератора, работают все осветительные приборы, сигнализация и мультимедийные устройства. При работающем моторе АКБ также поддерживает все эти функции.
ДВС в ходе движения осуществляет подзарядку АКБ посредством регулятора напряжения. Это маленький приборчик, если он станет неисправным, батарея в дороге полностью разрядится и мотор заглохнет.
Как узнать о приближающейся неисправности аккумулятора?
Вот признаки:
- стартер еле вращает мотор, искра вялая. Причина – малый вольтаж;
- после зарядного устройства нагрузочная вилка показывает: АКБ долго работать не будет. Это происходит зимой. Мощности хватит на 2-3 прокрутки коленвала;
- проверить уровнь электролита, но доливать не его, а воду;
Причины:
- не выключенные источники электропотребления — магнитола, индикаторы, освещение салона, оставленные на несколько дней;
- загрязненные клеммы АКБ, плохо затянутые;
- забыли о замене АКБ, и пошла негативная сульфатация пластин;
- потери тока в проводке, с заржавевшими контактами, особенно на старых машинах;
- сбои в работе генератора, слабая подзарядка АКБ.
Методы проверки АКБ
Об отсутствии индикатора напряжения выше сказано. Поэтому надо проверить автомобильный аккумулятор мультиметром, нагрузочной вилкой, цифровым авометром и даже зарядным устройством.
На современных батареях есть глазок-индикатор. Он указывает приблизительное состояние: зеленый цвет – белый – красный. На белом стартер уже не провернете.
Проверить состояние батареи на трещины, а контакты — на окисление (белый налет). Загрязнение станет причиной утечки тока.
Уровень электролита должен быть не менее 15 мм. над пластинами. Но еще важнее его плотность, измеряемая ареометром. Полная зарядка – метка 1,28 г/на куб. см. Именно этот показатель докажет, как проверить уровень заряда автомобильного аккумулятора.
А если по-народному?
Включите на холодном автомобиле лампы ближнего освещения минут на пять. Если свет становится блёклым, то это свидетельствует о разрядке или неисправности аккумуляторной батареи. Проверяем автомобильный аккумулятор тестером.
Вместо фар посигнальте, включив зажигание, это устройство потребляет много тока. Если звук необычно тихий, а то и вовсе пропадет, то ясно – списать АКБ или сменив электролит, снова зарядить.
Если во время этого тестирования батарея сильно нагрелась – это свидетельство её «профнепригодности». Водителю может стать плохо от испарений кислоты.
Как продлить жизнь АКБ
Нужно соблюдать рекомендации по уходу и эксплуатации:
- не допускайте малейшего люфта при затяжке контактов. Смазывайте техвазелином.
- диагностирование электропроводки, генератора и всей сети;
- ежеквартально подключайте ЗУ, даже если не ездите. Иногда и они барахлят. Подумайте, как проверить зарядное устройство автомобильного аккумулятора: подключите цифровой измеритель напряжения или обычную лампочку на 12 в;
- идёте за новой АКБ? Берите прибор, чтобы проверить автомобильный аккумулятор при покупке.