Работа двигателя внутреннего сгорания невозможна без смазки, которая уменьшает износ подшипников скольжения и поршневой группы. Даже начинающие водители знают, что недостаток масла приводит к серьезной поломке. Однако его избыток также вредит двигателю. Поэтому нужно регулярно контролировать уровень масла в картере, ориентируясь на метки щупа. Если же во время плановой замены или доливки смазки ее окажется больше, чем необходимо, следует немедленно устранить проблему.
Чем опасен перелив масла в двигатель
Картер ДВС имеет ограниченный размер, достаточный для размещения определенного количества смазочных материалов. При превышении уровня противовесы коленвала во время вращения будут периодически погружаться в жидкость. В результате масло под ударами превращается в пену.
Наличие воздуха в смеси ухудшает смазывающие свойства и меняет поведение компонентов и присадок, которые не предназначены для работы в подобных условиях. Это проявляется в нескольких факторах:
- Сила трения растет.
- Подшипники скольжения и поршневая группа двигателя нагреваются и интенсивно изнашиваются.
- Масляная эмульсия через кольца и систему вентиляции картера попадает в цилиндры.
Поэтому надо следить за тем, чтобы уровень смазки не выходил за пределы, установленные производителем.
Перелив опасен для любых марок авто, в том числе и для Тойоты. Но важно также и качество масла и, например, тут https://www.toyotacarmine.ru/maslo-toyota вы сможете купить исключительно оригинальное масло Тойота.
Признаки перелива масла в двигатель
Самый точный и простой способ определить количество смазки в ДВС автомобиля — измерить его щупом. Однако это следует делать правильно:
- Установить машину на ровную площадку.
- Заглушить двигатель.
- Выждать минимум 20 минут.
Ожидание необходимо, чтобы масло, оставшееся на стенках мотора и смазочных каналах, стекло в картер. Процедуру проверки уровня лучше всего проводить после ночной стоянки в гараже или на парковке. За это время жидкость полностью опустится в картер. Если вы увидели масляный след выше отметки максимального уровня, нужно избавиться от излишков.
Причины перелива
Избыток смазки появляется в следующих случаях:
- Ошибки при замене. Спешка или проведение операции на непрогретом двигателе не позволяют полностью избавиться от отработки. Ее может оставаться до 500 грамм. Если после этого влить нормативное количество масла, его будет слишком много.
- Намеренные действия. Бытует ошибочное мнение, что смазка будет эффективней, если ее «не жалеть». Некоторые водители не понимают чем опасен перелив масла в двигатель внутреннего сгорания. Они примеряют к нему пословицу «кашу маслом не испортишь», заливая смазочные материалы «с запасом».
- Ошибки мастера. Иногда водители при доливке смазки добавляют ее больше, чем следует. Это случается в результате неправильной проверки уровня или неверном выборе количества для доливки.
Важно: рост количества смазки в картере при эксплуатации двигателя может свидетельствовать о более серьезных проблемах. Масло «поднимается» из-за попадания тосола или бензина в картер. Первое случается при прорыве прокладки под головкой мотора или повреждении каналов охлаждения или поршней. Поэтому, если вы последнее время не доливали и не меняли смазку, а ее уровень увеличился, необходимо провести диагностику двигателя.
Последствия перелива масла в мотор
Результат превышения уровня смазки зависит от степени отклонения от нормы. При ее избытке в ДВС происходят следующие процессы:
- Небольшой перелив масла в двигатель грозит загрязнением воздушного фильтра и попаданием смазки в камеры сгорания. Это становится причиной падения мощности, образования нагара на свечах и увеличения расхода топлива.
- Если масла слишком много, ситуация усугубляется. Пена и суспензия, которые образуются в результате ударов коленвала о поверхность, не обеспечивают достаточной смазки цилиндров и подшипников двигателя. Это грозит снижением моторесурса и становится причиной «стука» и «заклинивания» ДВС.
- Попадание пены в гидрокомпенсаторы приводит к увеличению зазоров между распредвалом и толкателями клапанов. Результат: стук и повышенный износ деталей ГРМ, смещение фаз газораспределения и ухудшение характеристик двигателя.
- Попадание масла в цилиндры увеличивает дымность выхлопа и содержание вредных веществ в отработанных газах.
- Большое количество смазки становится причиной появления характерного запаха, загрязнения лямбда-зонда и катализатора. Первый перестает давать реальные показания на ЭБУ. Проходы между сотами второго забиваются, увеличивая сопротивления прохождению продуктам горения. Это ведет к падению мощности и становится причиной затрудненного запуска мотора, особенно в зимний период.
- Масло, подобно другим жидкостям, расширяется при нагреве. Если его чрезмерно много, растет давление на прокладки уплотнения и сальники коленвала. Возникшую течь не получится устранить за счет снижения уровня смазки. Понадобится замена уплотнителей.
Поэтому перелив масла в двигатель, последствия которого сказываются на сроке службы и характеристиках ДВС, необходимо немедленно устранять. Операцию можно выполнить самостоятельно или воспользоваться услугами СТО.
Что делать, если случайно перелили масло в двигатель
Превышение уровня смазки в дизеле или бензиновом моторе можно устранить следующими способами:
- На СТО. Самый простой, чистый и действенный метод. Специалисты быстро решат проблему с помощью специального вакуумного насоса, трубка которого погружается в ДВС через отверстие для масляного щупа.
- Слив через пробку в картере. Довольно неудобный метод, единственное достоинство которого заключается в том, что он не требует лишь наличия гаечного ключа и емкости. Загоните машину на яму или эстакаду, открутите пробку и слейте необходимое количество.
- Удаление через отверстие масляного фильтра. Открутите его, чтобы избыток смазки начал самопроизвольно вытекать из мотора. Затем затяните и удалите масло с поверхности двигателя ветошью.
- Шприцом. Аккуратно избавиться от излишков можно с помощью импровизированного приспособления. Для этого понадобится трубка от капельницы и шприц большого объема. С их помощью получится откачать смазку через отверстие измерительного щупа.
Заключение специалистов
Во время эксплуатации авто уровень масла картере должен находиться между рисками «Min» и «Max» на контрольном щупе. Любые отклонения сокращают срок службы двигателя и ухудшают его характеристики. Специалисты различают группу неисправностей, возникающих при превышении количества смазки:
- Появление нагара в цилиндрах.
- Засорение масляных каналов отложениями.
- Нарушение работы гидрокомпенсаторов и ухудшение смазки подшипников.
- Сокращение ресурса маслонасоса из-за резкого роста нагрузки.
- Снижение эффективности работы катализатора.
- Выход из строя свечей зажигания.
- Повышенное дымление и увеличенная токсичность выхлопных газов.
Для обеспечения безотказной работы двигателя внутреннего сгорания нужно следить за уровнем масла в картере. Любые отклонения от номинальных показателей вредят мотору и должны быть немедленно устранены. Особое внимание нужно обратить на случаи самопроизвольного роста уровня смазки. Если это произошло из-за попадания в картер антифриза или топлива, нужно прекратить эксплуатацию машины до выявления и устранения причины неисправности. В остальных случаях достаточно слить излишек масла, чтобы продолжить пользоваться машиной.