Головка блока цилиндров значительно влияет на функционирование двигателя. От правильного ее положения зависит вся работа ГРМ. А вместе с самим блоком они образуют камеры внутреннего сгорания. Потому ремонтируя головку блока цилиндров очень важно знать порядок затяжки болтов.
Строение
Любой известный двигатель оснащен рассматриваемой деталью, содержащую в себе газораспределительный и клапанный механизмы.
Данная запчасть изготовлена из алюминия, имеющая много отверстий, предназначенных для клапанов и протоков охлаждения двигателя и смазки газораспределительного механизма.
ГБЦ может оснащаться одним либо двумя распределительными валами, это зависит от типа двигателя и количества цилиндров.
Также имеются отверстия для установки свечей зажигания на бензиновых либо для форсунок на дизельных двигателях.
Особенности крепления
Крепеж ГБЦ на блоке осуществляется посредством шпилек с гайками либо болтов.
Естественно, что сталь и алюминий имеют разное расширение при высокой температуре. При нагревании сталь увеличивается намного меньше, чем алюминий, потому это надо учитывать при затяжке.
В результате нагрева получится, что головка станет расширяться, а элементы крепления будут препятствием для этого, в итоге на ГБЦ могут возникнуть микроскопические трещины, которые выводят из строя весь двигатель.
Последствия от возникновения трещин:
- попадание жидкости охлаждения во внутрь камеры сгорания;
- утечка масла через каналы смазки.
Установочные нюансы
Для установки головки потребуется:
- Для смазывания болтов перед закручиванием применяется моторное масло.
- Специальный ключ с насадкой. Деления на нем показывают момент затяжки, измерение которой показывается в килограммах или в Ньютонах. Для информации: 1кг равен приблизительно 10Н.
Новая прокладка
Прежде чем приступить к работе необходимо убедиться в качестве прокладки и соответствии отверстий на ней и деталях мотора.
При установке отреставрированной головки, необходимо проверить ее плоскость, которая ложится на блок. ГБЦ надо положить на идеально ровную поверхность и проверить на наличие, между ними, зазоров.
После чего прокладку размещают на блоке двигателя. Сверху устанавливают головку. Далее приступают к затяжке гаек либо болтов, притягивающих головку к блоку цилиндров.
Особенности установки
От того сколькими цилиндрами обладает двигатель зависит очерёдность затяжки болтов крепления головки к блоку. Но все же принцип одинаков у всех.
Болты на любом двигателе начинают затягивать от центра к краям головки. Это снимает напряжение с центра детали, что позволяет стабилизировать уплотнительные качества прокладки и уменьшить напряжение металлических деталей при работе мотора.
Установив головку, необходимо все крепежные элементы закрутить вручную. Сразу использовать динамометрический ключ не стоит.
Так как сразу используя его, крепежный элемент может пойти не по резьбе, в результате придется производить восстановительные работы.
Так же, при не соблюдении степени затяжки крепежа может произойти зажим либо износ вала распределения клапанов в головке блока цилиндров.
Крепеж
На классических моторах, имеющие четыре цилиндра, затяжка головки блока происходит по сходной схеме.
Крепежные элементы закручиваются за два подхода:
- сначала делают предварительную затяжку, усилие которой около сорока нанометров;
- затем болты протягивают второй раз, с усилием в сто десять нанометров.
Подробнее ознакомиться со схемой и самим процессом работы можно на видео затяжки головки блока цилиндров, найденным на каком-либо сайте.
Вначале затягивают два центральных болта, обозначенные на схеме цифрами один и два. Далее слева от середины болт и противоположный наискосок, которые значатся третьим и пятым номером.
Затем протягивают в зеркальном порядке четвертый и шестой болты. В последнюю очередь затягивают крайние седьмой и восьмой, следом, с другого края девятый и десятый.
На четырехцилиндровых моделях ДВС головка крепится десятью болтами. Однако не у всех порядок затяжки одинаков.
Есть такие, у которых после средних болтов затягивают два верхних или нижних попарно, а не наискось, как в предыдущем случае. Потому изначально необходимо ознакомиться со схемой для определенного мотора.
Последствия халатности
Ремонтируя любой узел нельзя пренебрежительно относиться к соединительным элементам с резьбой. Основные моменты:
Неправильный момент затяжки. При недостаточном затягивании выхлопные газы будут попадать в каналы охлаждения. При избыточном нарушается резьба в блоке или получается зажим распределительных валов.
Болты подобранные неправильного назначения. Они должны обладать резьбой с мелким шагом. Применяя другие, повреждается резьба в блоке. Помимо этого, положенные болты высокопрочные, подверженные термической обработке.
Применение не соответствующего ключа. Им можно сгладить углы крепежных элементов, что будет препятствовать должной затяжке и создаст проблемы с будущем демонтажем.