Система старт-стоп: как работает и чем опасна для двигателя


Разработчиками опция система старт-стоп предусмотрена для экономии топлива и сокращения вредных выбросов в атмосферу. Но умалчивается о том, как маркетинговая уловка сказывается на состоянии двигателя авто. Стоит разобраться в деталях.

Благие намерения в теории

Владельцы автомобилей с автоматическим запуском двигателя вместо ключа успели оценить навязанную разработчиками мировых марок автопрома дополнительную функцию. Работа системы старт-стоп предполагает существенную экономию бензина при ползучем движении с регулярными остановками у светофоров. В идеале:

  • потребление топлива должно сократиться до 10%, а это до 1,5 литров на 100 км;
  • ожидание в часовых пробках или перед светофорами при отключенном двигателе будет без вредных выбросов в атмосферу;
  • при вынужденных остановках снизится уровень шума.

Внедрение технологии продиктовано ужесточением экологических требований к ДВС авто. Если изначально система устанавливалась на гибридах, то сейчас мировые автоконцерны в своей линейке имеют модели с этой функцией.

Принцип работы системы

Конструкторами разработана цикличная технология, позволяющая остановить работу двигателя и мгновенно запустить мотор при необходимости движения.

При остановке автомобиля на пару секунд в принудительном порядке автоматически прекращает работу мотор. Сигналом к его остановке служит передача импульса из датчика скорости на блок управления. При этом учитываются показания на датчиках вращения коленвала, уровень заряда аккумулятора и энергопотребления, температура воздуха за бортом. На панели управления включается индикатор, извещающий водителя о включении системы «Старт-стоп». При оптимальном заряде батареи такая остановка существенно не скажется на работе климат-контроля, магнитолы и других электроприборов.

Для быстрого запуска мотора инженерами в разных моделях предусмотрены электромеханические устройства:

  • в моделях Audi, Volkswagen, BMW мощный стартер, который связан с блоком управления и через исполнительное устройство передает сигнал на входные датчики;
  • в авто Citroen и Mercedes реверсивный генератор, совмещающий функционал стартера и генератора, что обеспечивает при бесшумной работе оперативный запуск двигателя;
  • в автомобилях Mazda система продвинутой организации непосредственного впрыскивания топлива в цилиндры с воспламенением смеси, причем остановка поршней происходит в наиболее выгодном для последующего запуска положении.

Слаженная работа основных узлов агрегата с принудительной остановкой и запуском двигателя — и есть высокотехнологичная разработка, именуемая «Старт-стоп» (Start/stop).

Каковы риски для авто

Опция Start-Stop в большинстве моделей включена по умолчанию. Польза изобретения очевидн, при плотном движении в многочасовых пробках. Ведь треть времени без принудительной остановки ДВС работает на холостом ходу, а значит, идет расход топлива и вредными выхлопами загрязняется окружающая среда. Бесспорно и снижение шума, издаваемого авто. Но многократный запуск приводит к дополнительным нагрузкам, которые увеличиваются в 10 раз при наличии старт-стоповой системы.

Вот в чем кроется опасность системы «Старт-стоп» для двигателя автомобиля и насколько реальны угрозы:

  • Серьезная нагрузка на коленчатый вал. При многократном запуске агрегата движение поршней начинается в тот момент, когда механизм не смазан маслом. Это приводит к интенсивному износу деталей. Но для смазки используется специальное масло с многокомпонентным химическим составом и комплексом присадок, что снижает вполовину трение между элементами двигателя.
  • Чаще выходит из строя стартер. Многократное включение/отключение – это большая нагрузка на стартер, что приводит к износу пусковой установки. Но инженеры позаботились о внедрении существенно переработанной конструкции, которая выдерживает повышенные нагрузки.
  • Сокращается срок службы аккумулятора. Использование дополнительных электроприборов в авто сопряжено с увеличением нагрузки на батарею. И причину выхода из строя аккумулятора глупо связывать только с использованием Stop/Start system. Умная электроника отключается, не дает полностью разрядиться батарее, а при сильно низких температурах воздуха «Старт-стоп» отключается автоматически. Стандартный срок службы аккумулятора до 7 лет, сократить его могут проблемы со своевременной зарядкой, доведение до полной разрядки, тщетные попытки завести холодный двигатель. Инженеры предусмотрели для авто с системой Start/stop использование емких аккумуляторов, рассчитанных на многократный автоматический запуск.
  • Преждевременный износ генератора. В фантазиях обывателя за уши притягивается причина выхода из строя генератора с использованием системы «Старт-стоп», а ведь многие из них вообще не выключают устройство.
  • Снижается ресурс турбины и двигателя. Это возможно только при отсутствии смазки и увеличении трения элементов. Но это происходит после того, как масло стекает в поддон, а на это надо время. Автоматический же запуск производится при прогретом двигателе, смазка попросту не успевает стечь. Поэтому риск выхода из строя мотора по причине использования Start/stop нулевой.
  • Снижение разгонной динамики. Временные потери в самой тугодумной системе не более 1,5 секунд, а в продвинутых вариантах – 0,08 с. Опытный водитель с лихвой компенсирует это время при благоприятной обстановке на дороге.

Автомобилисты сетуют на то, что иметь машину с системой «Старт-стоп» – дорогое удовольствие. Это и цена при покупке, и дальнейшее обслуживание. Ведь масло требуется специальное, да и аккумулятор влетит в копеечку. Но на содержание авто приходится тратиться в любом случае. Высококлассные смазочные материалы продлят срок службы основных узлов, а гелевый аккумулятор удобен в эксплуатации и прослужит дольше кислотного.

Ярые ненавистники старт-стоповой системы, раздражающиеся при ее запуске, могут ее отключить. Предусмотренная разработчиками система работает автономно.

Источник https://avtoshark.com/