Как бы ни был хорош автомобиль, независимо от стоимости и качества сборки, есть много факторов, влияющих на его безукоризненную работу. Плавность хода и комфортное передвижение связано с хорошей работой коробки переключения передач (КПП). И она, как и любой другой механизм, требует своевременного обслуживания.
Одним из условий отличной работы КПП является качественное масло, исключающее излишнее трение механизмов КПП, и не допускающее их повышенного износа.
Виды КПП
Чтобы знать какое масло в коробке передач, необходимо определиться с видом КПП. Производятся следующих модификации:
- механика (переключение передачи осуществляется из кабины с помощью рычага через механизм сцепления);
- автомат (автоматическое переключение передач, без участия водителя);
- роботизированные (другой вариант механики, но где передачи включает автоматизированная система управления);
- бесступенчатые вариаторы (передачи переключаются плавно).
Особенности работы
Особенность безукоризненной работы любой коробки переключения передач, не зависимо от типа, обязательное применение трансмиссионного масла.
Со временем залитое масло теряет свои свойства, так как тоже имеет срок действия и подлежит износу. При этом необходимо вовремя заменить масло в коробке передач.
В противном случае поверхности трущихся механизмов КПП не будут достаточно смазаны, что приведет к их коррозии и перегреву, сокращая срок эксплуатации, либо вообще выведет из строя.
Поэтому необходимо регулярно следить за его уровнем и менять в соответствии с рекомендациями производителя.
Как часто менять
Период использования масла напрямую зависит от типа КПП. При использовании с механической коробкой переключения передач (МКПП) дольше можно не менять масло. Это связано с простотой конструкции, поэтому менять рекомендуется через длительные периоды пробега авто.
В зависимости от условий эксплуатации это может быть 80.000 — 100.000 км, или 150.000 — 200.000 км.
В автоматических коробках переключения передач (АКПП) и вариаторах замена трансмиссионных масел требуется чаще, чем в МКПП, из-за сложного механизма их работы. В среднем после пробега автомобилем около 60.000 — 90.000 км.
Хотя это зависит и от таких характеристик масел как химический состав и кинетическая вязкость. Перед тем как заливать, необходимо проверить какое масло в коробке передач.
По химсоставу
Исходя из своего химического масла состава бывают: минеральное, полусинтетическое и синтетическое. Первые широко использовались ранее на автомобилях, детищах отечественного автопрома.
Сейчас широкое применение нашли синтетические трансмиссионные масла. Благодаря своим улучшенным свойствам: долго сохраняют свои первоначальные свойства, выдерживают большую разницу рабочих температур, благодаря чему устойчивы к большим нагрузкам и часто меняются, по сравнению с минеральным и полусинтетическим маслами.
По кинетической вязкости
Вязкость определяет при каких температурах возможно использование трансмиссионного масла, чтобы оно не изменило свои первоначальные свойства.
Не повышалась вязкость, иначе повысится износ механизмов КПП, которому придется преодолевать дополнительное сопротивление.
Основной характеристикой вязкости является индекс (обозначение — W). По индексу трансмиссионные масла бывают:
- зимние, используются при низких температурах (имеют обозначения 70W, 75W…);
- летние, используются при высоких температурах (90W, 140W…)
- универсальные, могут быть использованы в любых условиях, где не так широк перепад температур (75W-90W…)
Уровень масла
Значение имеет уровень масла в КПП (его необходимое количество внутри агрегата), независимо от ее модификации.
По разным причинам в ходе эксплуатации он может быть меньше (он не может, потому что заливается изначально определенные производителем объем).
При уменьшении необходимо обязательно определиться сколько масла нужно лить в коробку передач, чтобы достичь до установленного уровня, в противном случае его недостаток приведет к излишнему износу трущихся деталей.
Внимание: обязательно доливать только то же самое масло, в руководстве это указано, либо у официального дилера. Если смешать разные масла, то неизбежна поломка движущихся деталей КПП.
Особенности АКПП
В автоматические коробки переключения передач заливается особенная трансмиссионная жидкость (ATF). В ее составе присутствует множество присадок, препятствующих пенообразованию. И связано это с особенностями конструкции коробок передач данного вида.
Так как в случае образования пены, которая может помешать нормальной работе управляющего соленоида, тем самым не позволяя включаться передачам.
Трансмиссионные масла для АКПП также различают по двум цветам:
- красные (наиболее распространенные),
- синие или зеленые (используются реже).
Существуют специальные — трансмиссионные масла для бесступенчатых вариаторов.
Вывод
Вопрос о замене масла требует серьезного подхода, не важно в АКПП или МКПП. Лучше всего обратиться в сервисный центр официального дилера.
А если решились сами на замену масла, обязательно уточните какая трансмиссионная жидкость требуется именно вашей КПП и в каком объеме.
Приобретая трансмиссионную жидкость берите с запасом, пригодится в случае необходимости долить, когда докупаете, имейте под рукой фото упаковки масла для коробки передач Вашего авто.
Согласен на счет трансмиссионного масла. И никогда не смешивайте разные масла! Это просто золотое правило, которое никогда нельзя нарушать, иначе сломаете свою машину. Я обычно всегда обращаюсь в официальный сервисный центр, так как мне мой автомобиль слишком дорог. Спасибо за подробный материал.