В процессе работы машинист должен следить за состоянием крана, чистить и смазывать узлы и детали. Для этого он должен хорошо знать все точки, подлежащие смазке, и их местонахождение. Главное назначение смазки — уменьшить трение между трущимися поверхностями и износ деталей, увеличить срок их службы. Сухое трение, т. е. трение без смазки, допускается в башенных кранах только в тормозах и фрикционных передачах; попадание смазки на тормозной шкив может привести к аварии.
Особенно внимательно нужно следить за тем, чтобы смазка не попадала на тормозной шкив механизма подъема груза, так как тормозные колодки не смогут удержать шкив и груз пойдет вниз под действием своего веса, произойдет авария. В остальных случаях смазка между трущимися поверхностями всегда необходима.
Если слой смазки целиком разделяет трущиеся поверхности, то такой вид трения называется жидкостным, а если местами трущиеся поверхности касаются друг, друга без смазки, то такое трение называется полужидкостным. Лучшие условия получаются при жидкостном трении, так как при этом потери на трение и износ поверхностей снижаются до минимума.
Для смазки башенного крана применяются густая смазка (солидолы, марки Л, М, Т, графитовая и канатные мази) и жидкие масла (автол и нигрол). Густая смазка заполняет все зазоры и препятствует проникновению к местам трения пыли и влаги. На открытые передачи и направляющие смазка наносится деревянной лопаточкой с обязательной работой механизма вхолостую для равномерного распределения смазки.
Смазка в корпуса шарикоподшипников, смазочные каналы осей и т. д. подается шприцами и колпачковыми масленками. Подача смазки аймол 5w50 зависит от скорости вращения вала, интенсивности и продолжительности работы узла.
Места смазки
Места смазки в основном на всех кранах одни и те же, с той лишь разницей, что на одной машине их может быть больше, а на другом — меньше. Так, у СБК-1 с четырьмя колесами будет четыре точки смазки у ходовых колес, а у машин с балансирными тележками (кран СБК-1М) таких точек будет 10, но общее расположение смазываемых мест в основном одно и то же.
- Смазка ходовых колес (катков) и опорных роликов. Ходовые колеса 3 балансирных тележек и опорные катки (горизонтальные катки) имеют обычно подшипники скольжения или качения. Смазывают их солидолом марок Л и М один раз в смену шприцем или коллачковыми масленками.
- Смазка блоков. Блоки имеют радиальное сверление ступиц. Через эти отверстия и подается смазка (солидол) с помощью масленок. Блок на конце стрелы и на головке башни смазывают солидолом 3 раза в месяц.
- Смазка подшипника скольжения. Подшипники скольжения устанавливают в редукторах ходовых колес на вертикальном валу механизма поборота, на валу барабана грузовой лебедки еще имеется подшипник центральной цапфы. Солидол подается в них шприцем или масленками.
- Смазка подшипников качения. Эти подшипники смазываются в основном солидолом, его накладывают в корпус не более чем на его объема.
В подшипниках качения роль смазки сводится к предохранению их от коррозии и к уменьшению шума. Не надо стремиться пополнее набивать корпус, так как излишнее переполнение его смазкой вызывает чрезмерное ее перемешивание, нагревание, что ведет к разложению смазки.