Количество генераторов, включаемых на шины ГРЩ, определяется из условия обеспечения потребности в электроэнергии с учетом безопасности мореплавания в каждом эксплуатационном режиме судна.
СЭЭС и генераторы, входящие в ее состав, могут работать при ручном и автоматизированном управлении (на судах со знаком автоматизации).
В автоматизированных СЭЭС генераторы, находящиеся в резерве, и их устройства автоматизации должны быть в постоянной готовности к работе.
При использовании генераторов необходимо контролировать:
- основные параметры генераторов (напряжение, частоту тока, ток, мощность и др.) по штатным щитовым измерительным приборам;
- сопротивление изоляции генераторов и судовой сети по штатным приборам на ГРЩ;
- работу щеточного аппарата, контактных колец (коллектора);
- температуру нагрева генераторов;
- работу подшипников, их температуру нагрева, подачу и давление масла в подшипниках с принудительной смазкой (в таком случае понадобиться винт din 913 установочный с внутренним шестигранником и плоским концом, 45H);
- отсутствие постороннего шума и вибрации;
- действие средств АПС (сигнальных ламп, световых табло, звуковых сигналов);
- температуру воздуха в помещении;
- состояние воздушных фильтров;
- исправность защитных заземлений.
Перед постановкой генераторного агрегата в «горячий» резерв (готовность к пуску) необходимо измерить сопротивление изоляции генератора. При работе валогенератора особое внимание следует уделять контролю частоты вращения. Использование валогенератора с пониженной частотой вращения (более, чем на 5% номинальной) не допускается.
Одиночная работа. При подготовке генератора к действию необходимо выполнить проверки, измерить сопротивление изоляции и доложить вахтенному механику о готовности генератора к работе.
При подготовке генератора к действию после продолжительного нерабочего периода необходимо дополнительно:
- проверить надежность контактных соединений;
- отключить выключатель гашения поля (при наличии);
- отключить стояночный обогрев генератора.
После проведения проверок генератора необходимо провернуть ротор (якорь) генератора вручную или с помощью валоповоротного или пускового устройства первичного двигателя и убедиться в его свободном вращении. Проворачивание роторов (якорей) генераторов с механическим приводом выполняется вахтенным механиком.