Перед многими автовладельцами встает вопрос, какая рабочая температура двигателя у их автомобиля. Ее так же называют оптимальной. Это очень важный показатель, и он может различаться у разных транспортных средств.
Температурный диапазон, поддерживаемый во время эксплуатации, и обеспечивающий стабильность при сохранении максимальной отдачи мощности в течение продолжительного промежутка времени, является расчетной величиной. Он зависит от конструктивных особенностей, и даже от погодных условий.
При правильном соблюдении температурных норм:
- цилиндры лучше наполняются;
- силовой агрегат работает стабильно;
- все механизмы сохраняют надежность.
Система охлаждения
В результате сгорания топливной смеси выделяется большое количество тепла. Это выделение обусловлено затратой колоссальной энергии, нужной для движения поршней.
Для того чтобы не случился перегрев и не произошла деформация важных частей, существует система охлаждения с особой циркулирующей в ней жидкостью — антифризом. Она поддерживает рабочую температуру двигателей внутреннего сгорания.
Жидкостные системы делятся на:
- открытые, воздух свободно поступает из атмосферы и выходит испаряясь;
- закрытые, воздухозабор осуществляется через клапаны. Выход происходит только при чрезмерном увеличении давления.
Тепловые нормы различных ДВС
У бензиновых это 80-90 градусов, в независимости от того как исполнена подача топлива. Например, у двигателей ВАЗа рабочая температура соответствует, этому значению и независима от того установлен на них карбюратор или инжектор.
Только если на моторе имеется воздушное охлаждение, то баланс может сохраняться и при 110.
Для дизельного двигателя предел рабочих температур лежит между 70-80 градусами.
Этот диапазон отображается на панели любого авто на специально предназначенном датчике, за которым обязательно надо следить.
Влияние высокой температуры на работу ДВС
Когда какой-то элемент в охлаждающем блоке не исправен, может происходить перегрев. Это происходит из-за активного испарения антифриза или даже кипения антифриза.
Критическое значение для бензиновой установки наступает при достижении 130, а дизельной 97°C. По достижении этих цифр начинается изменение свойств металла, что вызывает деформацию деталей.
Технологически предусмотренные зазоры от нагрева подвергаются расширению, вызывая повышение интенсивности износа.
При этом мощность снижается и может появиться явление детонации.
Такое состояние в конечном итоге грозит закончиться заклиниванием. И тогда «сердцу» вашего «железного коня» понадобится серьезный и дорогостоящий ремонт.
Переохлаждение мотора
Так же несет в себе колоссальный вред. Наиболее распространенным такое явление бывает зимой, либо в условиях холодного климата, где на улице столбик термометра всегда находится у минусовой отметки.
Двигатель обычно переохлаждается в момент движения. Это связано с холодными воздушными потоками, которые нещадно обдувают радиатор и двигатель. По этой причине антифриз может чрезмерно охлаждать мотор.
Еще одно распространенная ситуация, происходящая при тяжелых погодных условиях, это замерзшая охлаждающая жидкость, которая не может циркулировать по системе. Чтобы уберечься от этого, лучше чем-нибудь закрыть решетку радиатора.
Крышка жиклера карбюраторных двигателей может покрываться слоем льда, это вызывает залив свечей. Во избежание этой неприятности на воздушный фильтр должна быть установлена специальная гофра.
Еще один неприятный результат от переохлаждения двигателя — сбои в системе отопления, из-за которых микроклимат салона становится дискомфортным для человека.
Таким образом, рабочая температура двигателя зимой требует дополнительного контроля и средств для ее поддержания.
Температура ниже рабочей
Как ни странно, но даже опытные автовладельцы не всегда предают должное значение низкой температуре двигателя. И напрасно, так как это опасно и может вывести самую дорогую деталь автомобиля из строя.
Работа на агрегате, не достигшем нужной температуры, увеличивает интенсивность его износа. Из-за недостаточно прогретых цилиндров происходит образование конденсата, который может попадать в картер, тем самым вызывая разжижение масла.
Что делать, если двигатель не прогревается до рабочей температуры? По какой причине это может происходить?
Причины низкой температуры
- термостат с характеристиками не соответствующими предписаниям производителя;
- клапан термостата завис в открытом состоянии;
- частая езда на короткие расстояния.
Следите за температурными показателями во избежание серьезных поломок вашего авто. Вовремя проходите диагностику, и с вами не произойдет неожиданных сюрпризов.